О зле

Хотя «зло» — это сила, которая противоположна силе добра, но «зло» не является силой равной силе «добра». Бог есть «добро». А значит добро это проявление природы (сущности) самого Бога.  Бог вседоволен — Он не может сам себе противоречить, Его природа свободна от конфликта. Отец, Сын и Дух Святой находятся в полноте любви и гармонии. Бог не излучает зло, в нём нет зла.

У Бог — Творец (Создатель), Его природа (сущность) нетварна. У всех сотворённых (тварных) существ есть своя «тварная» природа. Бог ни кого и ни что не сотворил злым, т.е. сам есть добро и творит только добро. У «зла» нет своей природы, т.е. нет своей сущности. Зло это только сила появляющаяся, характеризуемая как сопротивление самому Богу. Т.е. сопротивление Его повелениям. Т.е. зло как антиблагодатная сила может появиться только в тварном существе, в котором заложена свобода выбора. Т.е. только в том, в ком конфликт возможен, в том, кто способен проявлять свою волю.

Зло появляется только тогда, когда кто либо имеющий свободную волю (ангел или человек) отказывается исполнять волю Божию, т.е. Его поручение или заповедь (закон). Зло не сотворено как таковое. Зло захватывает, чью либо природу по причине неисполнения прямых указаний (поручений, заповедей) Бога.

Например: компьютер приобрели новый, не имеющий изъяна. Но в процессе эксплуатации компьютер был заражён вирусом и мешает эксплуатации.

Зло в буквальном смысле, сначала повредило природу одного из ангелов (светлого духа), иерархически именуемого серафимом. А потом повреждённый ангел именуемый теперь «аггелом» (падшим духом — бесом) склонил человека к грехопадению, к нарушению единственной запретительной заповеди. «Не вкушать от древа познания».

Бог не сотворил дьявола. Изначально Бог сотворил светлого ангела — серафима. И дал ему имя Денница. И у него было своё поручение: сообщать всем остальным «благодать». Благодать — это нетварная, безначальная божественная энергия излучаемая самим Богом.

Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утренняя звезда, заря — имя люцифера (дьявола) до его заявления «Я как Бог»; 2) люцифер, одно из имен диавола.

1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.

а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109:3). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:

— Как роса рождается прежде денницы, так и Сын Божий рожден прежде зари мироздания.

— Как роса бесстрастно происходит из утреннего тумана, так и Сын Божий бесстрастно рождается от Бога Отца.

— Как роса имеет единую природу с туманом, так и Сын Божий единосущен Богу Отцу.

б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» (Иов. 3:9). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.

2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12).

Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.

О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14-15).

Став духом злобы, мироправителем тьмы (Еф. 6:12), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.

Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света (2Кор. 11:14) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» (Откр. 22:16).

О грехопадении Адама. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония

Вопрос 122. Сколько дней был Адам в раю? Ибо многие писали об этом. Одни говорят, что шесть дней, ибо на шестой день, как они говорят, пришел Спаситель. Другие говорят, что только шесть часов, ибо Спаситель был распят в шестой час. А еще говорят, что Адам жил в раю сорок дней, но после принятия пищи был извержен за преступление заповедей. Они говорят, что Христос то же число дней не ел и не пил, сорок дней в пустыне искушаемый диаволом, как человек.

Ответ. Я согласен, что сорок дней, и я высказал прежде и думаю, что это разумно.

Такому правилу следует и святой лик Церкви, когда один раз в течение года он оставляет тяжелую пищу и постится, чтобы обрести правое райское отечество, желая вечной жизни.

Во всем искупил нашего прадеда от долга Спаситель: Адам ослушался, и за то Спаситель был послушлив даже до креста и смерти. Адам был искушаем Евой, и в конце концов подчинился ее искушениям, вкусив запрещенного. А Спаситель, искушаемый, постится, перемеривая сорок райских дней нашего прадеда Адама, вместо обилия воздавая скудость. Адам хотел стать богом, но не смог и сгубил то, что у него было, став из бессмертного смертным; был осужден, лишен блаженства. А Спаситель его ради стал Человеком, оставаясь Богом и не меняя природы, не отлучаясь от Божества. Адам был изгнан из рая на чуждые места, полные страданий. Спаситель ради него приходит с неба и принимает его образ жизни. Вместо неприступного света, вселяется в темную без света гробницу. Вместо мыслящих, разумных и живых Ангелов вокруг Него стоят неразумные животные. Носимый всеми ангельскими силами носим на руке женской — Святой Пречистой Приснодевы, как всякое человеческое естество. Вместо сидения на Херувимах — стойло. Вместо ангельского пения и хвалы — пение от детей еврейских, вопиющих: Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21, 9). Вместо Евы Девой Он избрал Свою Мать. Вместо осуждения той, Ей Он послал радость через раба Гавриила, и Она об этом ликует. Вместо древа преступления — древо Воскресения Он поставил посреди земли — Свой Крест спасения. Как сказал божественный певец Давид: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! (Пс. 73, 12).

Вместо нематериальной, но смертоносной еды ослушания Он, соединив Свою Божественную сущность с нашей, предлагает нам живоносную еду, по воздуху всеми принимаемую. И она остается неистощимой, в чем за все осудился осужденный добровольно Бог, и Он же Человек. Ибо Он выпил желчь и оцет по причине осуждения Адама, Божественно расплачиваясь за его долг. Так что, думается мне, нужно вместо тех дней тоже отмерить сорок дней.

Я принимаю слово почтенных старцев, до нас дошедшее. Великий апостол даровал нам извещение, что и большее время в блаженном состоянии жил наш прадед. Ибо от лица Адама велим гласом вопиет божественный апостол: Я жил некогда без закона (Рим. 7, 9). Ведь это не Павел был прежде Закона, Павел — ученик Закона. Павел никогда не был и не жил без него, раз он, проповедуя Евангелие, везде распространял Благую Весть как Закон. Он говорит от лица Адама, когда плачет и произносит: Я жил некогда без закона. Он истинно представляет, что так говорит от лица Адама, ибо разумеет, что не закон, но заповедь была дана Адаму: Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер (Рим. 7, 9-10).

Таким образом явно, что отпадение от блаженной жизни произошло по ослушанию. Адаму не тотчас была дана заповедь, но когда время об этом известило.

Вопрос 123. Грехом именуется ослушание, всем злом. До Адама не согрешил ни один человек, и не был никак сотворен. Прежде был мертв — и ожил, когда пришла заповедь. Одно из двух: или природа — причина греха, или грех соделан кем-то до Адама.

Ответ. Прекрати говорить, что природа зла. Думается, это грех все больше противится и горько клевещет, что есть козни диавола. Адам не по природе, но по проявлению воли изменился к худшей жизни. Диавол, когда принес клевету ангельским хорам на Бога, по этой причине и стал называться диаволом, то есть клеветником. Сам ангел пал с вышемирных и по своим действиям стал врагом, когда еще не было этого видимого мира, и не было им, диаволом, околдованного человека.

Он опять клевещет, клевещет Адаму на Бога, чтобы тот завидовал. Диавол лжет, он сначала не к Адаму приходит, а к Еве, как более слабой, и ей говорит: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1). Ложь заключена в самих вопросах губителя. Диавол выведывал от нее, что среди насаждений таково, что вкушать от него Бог запретил: диавол не знал, что из насаждений или чего ради была дана заповедь. Ева была прямодушной, еще не искушенной на деле, не знала о хитрых проказах диавола, что он наносит смертную рану. Ибо было сказано Богом: От всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2, 16). Диавол, чтобы оклеветать Бога, говорит: Ведь знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро, и зло (Быт. 3, 5).

Таким образом, пользуясь клеветой, диавол увещевает несчастную Еву вкусить запретного. А она заставила сделать это и мужа, который пожелал стать богом, и лишила тем самым его и себя того, что у них было: бессмертия, нетления, блаженства… Моисей, боговидец и божественный законодатель, пишет об этом и говорит, что это — клевета лукавого. Ибо ее сказал диавол, когда он клеветал Адаму на Бога. И так же далее: и ел Иаков [15], и насытился, и был отвергнут возлюбленный. То есть насытился, располнел, и оставил Бога, Который его сотворил; и отступил от Бога Спасителя Своего. Так сотворил диавол Иакову, повернув его к мясоядению и пьянству, а затем и к служению идолам. Против него Моисей вооружил войско из двадцати трех тысяч человек и за один день скосил его в пустыне, как стебли травы.

Но Человеколюбец Бог непреложно пришел к нам подчинить противоборца, который уподобился Адаму, введенному в заблуждение, чтобы враг с ним не общался. Тот, кто боролся с людьми, был побежден Богом, и сам человек становится богом. И Бог пришел сразиться за человека, о чем за пятьсот лет до этого прорек божественный песнопевец Давид: Благословен грядущий во имя Господне! (Пс. 117, 26). Кто Он, о боговедец? Бог Господь, и явися нам(Пс. 117, 27). Почему Бог становится человеком? Можно сказать, чтобы разрушить врага и противника диавола. Ведь диавол говорит Богу: Разве даром богобоязнен Иов? (Иов. 1, 9). Он со многим имуществом обласкан и питается (см.: Иов. 1, 10). А Иову он сказал: «Огонь сойдет с небес и поглотит все твое» (см.: Иов. 1, 16). И опять сказал Богу: Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его (Иов. 2, 5). И опять через жену Иова: «До каких пор ты терпишь в грязи и гнили, но скажи одно слово к Богу, и умри — и вырвешься из охвативших тебя зол» (см.: Иов. 2, 9). Этого врага и мстителя Господь разрушает Своим богочеловеческим пришествием. Сказал Он: Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10, 19).

Вопрос 124. Если Господь сокрушил врага, то кто теперь с нами воюет бесчисленными нападениями и толкает во грех?

Ответ. Хотя Господь и вполне мог истребить и погубить врага, но Он не захотел, потому что мы бы остались без почета за доблесть в будущей вечной жизни, если бы здесь у нас не было никакого противника. Мы двинемся на него в этой жизни, как на войне, чтобы получить венец награды. Уязвив главу змея, Он умертвил в нем всю силу, но осталось движение зла, являющееся на нашу духовную брань и делание добра. Много раз и мы, уязвляя главу змея, позволяем вьющемуся за ней телу существовать и опять на нас подниматься. Ибо бесы не имеют власти даже над свиньями, как учит Божественное Благовествование: они прежде Божественного Христова попущения не дерзали подойти к стаду свиней. И Господь им повелевает так, что они топят стадо не вместе с пастухами, но, пропустив последних, бросаются бежать, устремившись в свиней (см.: Мф. 8, 28–34). Это явно показывает нам, что если бы мы не были хранимы Его Божественной и все вместе держащей силой и милостью, то бесы нападали бы на нас яростнее, чем на свиней, когда мы были бы в волнах или плыли по морю.

Вопрос 125. Бог знал, что Адам обязательно преступит заповедь, почему Он ему ее дал? И опять, когда Адам преступил, почему Бог осудил его на смерть?

Ответ. Если бы Бог не положил ее для него, как венец победителя в борьбе, и позволил, чтобы он был самовластным борцом, то не увенчал бы его и не прославил. Если бы Он запретил хранить заповедь и не пообещал преступнику смерть, то тогда бы вполне мог быть обвинен Тот, Кто его осудил. Если Адам, ослушавшись, пал, то вини павшего, а не Даровавшего подвиг.

Другими словами, как Бог знал, что Адам преступит заповедь, точно так же Он знал наперед, что его потомки будут Им прославлены и увенчаны, когда соблюдут ее. Одни — во времена мирные, если будут вести добрую жизнь, а другие — во времена гонения за Него, сопротивляясь до смерти.

Бог наперед ведал Авеля, который будет оправдан, и Сифа, Еноха, который преставлением не видел смерти, Ноя, который будет оправдан, Авраама, который стал корнем веры и отцом многих стран. И Он ведал, что Исаак явится рабом, добрым Ему нравом, что Иаков будет бороться с Ним, как с человеком, и станет несгибаемым, когда дотронется до ткани огромных мышц. Что Иосиф будет за целомудрие брошен в темную яму и за свои дела получит царство. Что Моисей вырастет, что станет настоящим предводителем и законодателем, что Иисус Навин победит в бою и поработит гаваонитян. Что Давид иноплеменного воина, облаченного в латы, покрытого гигантским шлемом, держащего щит и копье и с головы до ног покрытого железом, одним камушком из пращи разобьет о землю, а вскоре станет царем и много проречет о Нем. Ведал Бог наперед апостолов, пророков, мучеников, учителей и других, от Него произрастающих церковных святых. Говоря кратко, не должно, чтобы от худости и падения одного для всех было закрыто это ристалище, и труд прошел напрасно, как сгорел, и мужество кануло, и плата была бы пустой.

Святые отцы о зле.

Святитель Василий Великий:

Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.

Святитель Афанасий Великий:

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее.

Святитель Григорий Богослов:

Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди — это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом.

Святитель Иоанн Златоуст:

Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни — бедность, другие — болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол.

Святитель Феофан Затворник:

«Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21-22). Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид, в каком они исходят, есть помышление злое. Первое семя зла — приходит на мысль сделать то и то. Отчего и как приходит? Часть этих помыслов можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от непроизвольного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а, вот что надо сделать!» Тут происходит то же, что, например, при голоде: почувствовавший голод чувствует позыв на пищу; с позывом приходит на мысль и самая пища; отсюда решение — достать то или это и съесть. Третья, может быть, еще большая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассеивает вокруг себя воздействие на людей, с которыми соприкасается. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где готовность принять ее, там искра внедряется, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не чем-либо другим можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся злые помышления среди занятий, решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает различия в том, как поступать со злыми помышлениями. Закон один: пришло злое помышление — отбрось, и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее; а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание, и решение, и средства явятся… Вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям — трезвение и бодрствование с молитвою.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено… Бог — бесконечен, и добро Его бесконечно.

Преподобный Пимен Великий:

Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло — вот что действительно значит страдать от зла.
Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе.
Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро.

Авва Зосима:

Бесы боятся, если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем оскорблению, бесчестию, ущербам, всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенес этого мужественно, ибо понимают, что он вступил на истинный путь и имеет твердое желание ходить по заповедям Божиим.

Преподобный Антоний Великий:

Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе — это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума.

Преподобный авва Исаия:

Ум, если не стяжает здравие и не сделается чуждым злобы, не может сделаться зрителем Божественного Света. Зло, подобно стене, стоит перед умом и делает душу бесплодной.
Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное определение отвержения! Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством…

Преподобный Исидор Пелусиот:

Законодатель обоих заветов один. Но Закон иудеям, как необузданным, запрещал только дела. А Евангелие, преподавая нам учение, как умудренным, преграждает и самые мысли, от которых рождаются действия, как источник зла, не только наказывая строго грехи совершенные, но и полагая надежные преграды их свершению… Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5, 38-40). Закон мерою наказания полагает равенство страдания, позволив обиженным делать столько же зла, сколько сами потерпели, чтобы предотвратить злое дело опасением потерпеть то же самое… А Евангелие кротостью страждущего препятствует пороку простираться далее… (Отмщение) было не прекращением прежних дурных дел, но вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой усиливался отомстить за старое и не знал никакого предела во зле. Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и мститель впадали в непримиримый раздор, и что было премудрого в законе, что законодатель установил к предотвращению грехопадения, то принуждали сделаться поводом ко греху. Столько породилось зла, что Евангелие, угашая его, как огонь, в начале, остановило это нарастание зла.

Святитель Феофан Затворник:

«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5, 39), иначе — отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал, Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы — люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение.

Святитель Тихон Задонский:

Истинный враг наш — диавол, который и людей учит, чтобы нас гнали. И потому по большей части он является причиной озлобления нашего, а не люди. Он нас через людей гонит и озлобляет, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.

Разбойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются двери Божия милосердия, а злобным — закрываются, ибо нет в них истинного покаяния, без которого нет доступа к престолу благодати. Злоба есть великий грех, который ими обладает и недействительным делает их покаяние. Ибо покаяние не истинное, но притворное, ложное, и не иное что, как прельщение или умягчение грызущей совести, если кающийся от греха чистосердечно отстать не хочет.

Злоба такова, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно усиливается, как огонь, нашедший сухие материалы, говорит Златоуст.

Мерзкий и достойный смеха грех есть злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу насытить, блудник блудодействует, чтобы плоти угодить; злобный без этого всего злобится. Он грешит и мучится, беззаконнует и терзается, мстит и отмщение терпит. Так злобному самая злоба его есть наказание и бич. Если бы можно было посмотреть в сердце злобного человека, то не иное что явилось бы там, как адское мучение. Потому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают: злоба, как яд, съедает плоть их.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла,- смирение.
Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов,- падший херувим, он — начало, источник, полнота зла.

Святитель Василий Великий:

Диавол пал по собственному своему произволению, потому что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого. Гавриил — Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасыщаемая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло.

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и вознесся против Бога, Творца своего, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло. Творец создал его светом и благом, но он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага к злу.

Святитель Григорий Нисский:

Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность. Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (Денница — высший ангел), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся «изобретательным на зло» (Рим. 1, 30). Он-то, поскольку и сам сотворен Богом, нам брат, а поскольку самовластно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра. Поэтому и для прочих возник повод к утрате благ, что и случилось потом с природой человеческой.

Святитель Григорий Богослов:

Самый первый светоносец, превознесшись высоко,- когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал о царственной чести великого Бога,- погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если же кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусства, то (ответим, что) и здесь Он поступил так, заботясь о нас… Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого.

Преподобный Антоний Великий:

Демоны тоже не в таком состоянии созданы, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они, но, ниспав от небесной мудрости и обитая около земли, прельстили язычников привидениями; нам же, христианам, завидуя, препятствуют нашему восхождению на Небеса, чтобы мы не взошли туда, откуда они ниспали. Поэтому нужно и молиться много, и подвизаться, чтобы, приняв от Духа дар «различения духов» (1 Кор. 12, 10), можно было узнать… как каждого из них можно низлагать и изгонять.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Такое множество злых духов наполняет этот воздух, который разливается между небом и землей и в котором они летают в беспокойстве и непраздно, что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих. Иначе от боязни нападения или страха перед личинами, в которые они по своей воле, когда захотят, преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения, будучи не в состоянии видеть их телесными очами, и ежедневно становились бы злее, развращаемые их постоянными примерами и подражанием. Между людьми и нечистыми воздушными властями существовало бы некоторое вредное взаимодействие и гибельный союз. Те преступления, которые совершаются ныне между людьми, скрываются или ограждаются стеной, или расстоянием, или стыдливостью. А если бы люди постоянно видели их, то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений.

Филарет, митрополит Московский:

Прежде видимой и разумной твари, то есть человека. Бог сотворил невидимую тварь духов, которые называются Ангелами. Один из этих светлых духов, с некоторыми подчиненными ему духами, имел дерзость выйти из послушания всеблагой воле Бога, Творца своего, и так лишился дарованного ему света и блаженства, и сделался злым духом.
Они настолько укоренились во зле, что стали совершенно неспособны полюбить добро и раскаяться в грехе.

Перейти к верхней панели