Концепция возрождения приходской миссии в калужской епархии (проект)

 

Каждый приход – миссионерская община.

 

«Господи, Господи! Положивый душу Свою за спасение всех человек!

Яко Господин жатвы Твоея, изведи многих делателей на жатву Твою!»

Молитва об успехе миссионерской деятельности.

 

Концепция возрождения приходской миссии Калужской епархии разработана на основании обращения Святейшего Патриарха Кирилла от 9 сентября 2014 г. о важности воссоздания общинного строя приходской жизни. Данная проблема подчеркнута в решении Священного Синода 25 июля 2014 г (журнал № 74). Также при разработке учитывались задачи, поставленные в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Концепция как базовый документ для формирования уклада приходской жизни ориентирована на приходских священников и активных прихожан. В Концепции использован опыт работы Обнинского Духовно-просветительского Центра «Вера, Надежда, Любовь», Калужского православного молодежного движения, Калужской добровольческой службы «Милосердие», Калужского православного миссионерского общества в честь сщмч. Кукши Печерского и калужских миссионерских групп с 2008 по 2014 гг.

В основе Концепции возрождения приходской миссии Калужской епархии лежит анализ развития религиозной ситуации и общественных настроений, а также прогноз развития миссионерской обстановки в регионе. Стилистическая специфика концепции обусловлена необходимостью выработки понятий и терминов, использование которых необходимо в современной ситуации. Применяемые термины основаны на опыте работы и отражают наиболее существенные аспекты миссионерской деятельности в сложившейся религиозной обстановке. Концепция ориентирована исключительно на консервативные методы работы и исключает использование крайних экспериментальных путей миссионерства. В то же время традиционные методы миссии, вырастающие из внутренней жизни Церкви, отражающие самую суть евангельского благовестия, раскрываются в наиболее эффективной для сложившейся обстановки форме. В Концепции они описаны в максимальной степени применения, позволяющей выстраивать эффективную миссионерской работу и развитую приходскую жизнь.

 

ЧАСТЬ I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩИНА В КОНТЕКСТЕ

ХРИСТИАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

МИССИОНЕРСКАЯ ОБСТАНОВКА – совокупность факторов, содействующих или препятствующих миссии. Основными составляющими миссионерской обстановки являются личность миссионера, евхаристическая община и христианское общество. На личном, общинном и общественном уровне имеются свои специфические миссионерские задачи, приоритеты и методы. Личностный и общинный факторы миссионерской деятельности взаимозависимы, могут рассматриваться только вместе и не могут быть устранены или заменены чем-либо в принципе. В связи с этим необходимо выделить и эффективно сочетать личностный, общинный и общественный факторы миссионерской обстановки. Миссия личности в отрыве от общины неосуществима. Так же, как и миссия христианского общества без общин («центров кристаллизации») бессмысленна.

ПРИОРИТЕТЫ общества и общины. Приходская община является в Церкви инструментом накопления, систематизации и передачи живого опыта веры и покаяния. Миссия общества имеет своим приоритетом решение проблем христианского государства или общества, культурная жизнь которого находится под значительным влиянием христианства. Христианское общество располагает человека к христианству как культурно-историческому феномену, формирует культурную самоидентификацию человека. Христианская община обращает человека ко Христу. Христианское общество через жизненный уклад и приобщение к культурным ценностям способно безнравственного человека сделать нравственным. Христианская община способна нравственного человека сделать святым и имеет перед собой именно эту задачу. Перед обществом задача воспитания святости не стоит.

ВЕРА И ИДЕОЛОГИЯ. Община делает акцент на вере, как на проявлении живых, неформальных отношений с Творцом. Христианское общество делает акцент на сохранении и распространении христианской идеологии, сохранении культурных ценностей.

ЕРЕСИ, СЕКТЫ И ИНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ. Для христианской общины сектами являются любые религиозные сообщества, отделённые от Единой Апостольской Церкви. Ересями здесь являются отступление от чистоты христианского учения (в его литургической, догматической и нравственной части) изложенного апостолами и их преемниками в Священном Писании и Священном Предании. Христианская община обладает способностью активного противодействия любым идейным влияниям извне. Христианское общество не имеет иммунитета против оккультных воззрений, эзотерики, религиозного шарлатанства и магических практик. Христианское общество не имеет специальных средств для решения вопросов взаимоотношений религиозных сообществ. Христианское общество может поддерживать или ограничивать деятельность религиозных сообществ только при помощи государственного аппарата с применением административных и правовых государственных институтов.

ЧЛЕНСТВО. В христианской общине членство, имеющее в своей основе идею Завета с Богом (Мф. 26:28), поддерживается собранием избранных для причастия истинных Крови и Плоти Христовых, которые подаются христианам единым Богом в свободном единстве их мировоззрения, целей и жизненного уклада. В основе этого уклада — дисциплина молитвы и покаяния. Евхаристическое единство выражается в совместных делах веры и взаимопомощи.

Членство в христианском обществе определяется интуитивно и поддерживается лояльностью к представителям власти, законам и традициям. Христианское общество не способно поддерживать единство целей, мировоззрения и жизненного уклада своих членов иными средствами кроме административных.

Представители христианского общества могут именовать себя православными христианами, но не являться христианами в евангельском и каноническом смысле. Это люди,  православные по культурной самоидентификации. В богословском смысле православными христианами являются только члены общин (т. наз. «практикующие христиане»). Но миссия не должна противопоставлять Церковь тем, кто является православным по культурной самоидентификации. Напротив, именно христианское общество должно стать первым миссионерским полем приходских общин.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ внутри христианской общины выстраиваются вокруг понятий благодарности и жертвы. Наиболее важным понятием организации финансовой деятельности христианской общины является понятие благотворительности, которая связана с истинной духовностью человека. Благотворитель считает своё имущество собственностью Бога. Себя он признаёт лишь временным управляющим этим имуществом. Благотворитель готов в любой момент отдать Богу всю Его собственность, и он доказывает эту готовность своей реальной жертвенностью. Такое отношение придает делам милосердия статус необходимой составляющей общинного уклада приходской жизни.

ОТНОШЕНИЯ двух форм миссий между собой. Миссия христианского общества очень близка к миссии Ветхого Завета, как «детоводителя ко Христу».  Христианское общество находится в «зоне комфорта» (нет открытых или скрытых гонений, есть уважение со стороны государства, расцвет искусств, определенный уровень материального благополучия, присутствует ощущение элитарности и защищённости, что приводит к нравственной деградации). Некоторая часть христианского общества стремится к изменениям, которые возможны только в «зоне тревоги». Христианская община её «корнями» находится в «зоне тревоги» (открытые или скрытые гонения, материальная незащищённость, социальные проблемы).

Христианское общество является той средой, в которой миссия христианской общины может быть максимально эффективной. Миссия христианской общины является концептуальным обоснованием всего существования христианского общества, его «духом». Как тело без духа мертво, так и общество, лишённое света евхаристической общности, очень быстро утрачивает последние следы христианства и превращается в «соляной столп».

Миссия христианского общества в современной ситуации поддерживается государством и организуется силами всех епархиальных отделов и комиссий. Но построить миссионерскую работу эффективно без христианской общины даже в христианском обществе невозможно. Именно миссия более всего страдает в ситуации ослабления общин («центров кристаллизации», сохранения и передачи живого опыта христианской жизни). Поэтому именно миссионеры должны поставить своей задачей защиту, поддержание и развитие общинного строя приходской жизни.

Значимой задачей организации миссии Церкви является гармоничное сочетание работы административного аппарата епархии, благочиния и прихода с личным контактом в системе «человек-человек». Формальные приоритеты административной деятельности не должны подчинять себе личностные отношения, выстраивающиеся в среде общины и мешать им.

Второй значимой задачей организации миссии является определение границ ответственности различных церковно-административных структур. Данное разделение наиболее удобно провести, опираясь именно на миссионерские приоритеты и потребности приходских общин.

 

ЧАСТЬ II. МИССИОНЕРСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

 

МИССИОНЕРСКАЯ СРЕДА – среда, готовая принять новообращенных. Это среда, где системно и регулярно изучается Священное Писание и Священное Предание. Приход в данном случае действует как Школа духовной жизни, а не как «бюро обрядовых услуг».  При этом, чем более аксиоматично (ближе к базовым истинам Священного Предания и Писания) изучение вероучения, тем больший миссионерский потенциал имеет приходская община. Особую миссионерскую значимость в данный момент приобретает интегративность прихода, а также принцип непрерывности приходского образования.

ИНТЕГРАТИВНОСТЬ – способность членов приходской общины к взаимопомощи в деле изучения веры, служения милосердия и свидетельства о Христе. Интегративность важна не только на уровне приходских общин, но и на уровне межприходского взаимодействия, а также на уровне реализации общеепархиальных проектов. В настоящее время развитие миссионерской обстановки напрямую зависит от объединения миссионерских усилий внутри приходов, на межприходском и общеепархиальном уровне.  Можно говорить о необходимости «миссионерской мобилизации».

МИССИОНЕРСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ – объединения миссионерских усилий внутри приходов, на межприходском и общеепархиальном уровне, объединение всех православных инициатив в единое православное движение с общими принципами, задачами и координацией действий. Необходимость объединения миссионерских усилий вытекает из появления мощных внешних факторов затрудняющих миссионерскую работу. К ним можно отнести агрессивные антицерковные информационные кампании, миссионерскую деятельность неопротестантов, представителей тоталитарных сект, коммерческих и психокультов. За прошедшие два с половиной десятилетия неправославные религиозные и псевдорелигиозные организации создали огромную инфраструктуру, завербовали сотни тысяч россиян, открыли сотни учебных заведений, организовали тысячи социальных центров. В настоящее время на территории Калужской области заметна тенденция к объединению среди неопротестантов различных направлений и совместной реализации миссионерских и социальных проектов. В тех случаях, когда православные оказываются неспособными реализовать какой-либо социальный или просветительский проект, сотрудничать с каким-либо учреждением, взамен сразу находятся десятки иноконфессиональных инициатив, особенно в городах. Этот фактор особенно существенен в условиях заметного роста количества неправославных общин, в которых практически каждый член является деятельной единицей, а не просто прихожанином. В таких условиях сохранять влияние даже на людей, православных по культурной  самоидентификации, можно только благодаря объединению усилий. В условиях информационного общества историческая и культурная самоидентификация актуальна только в практической реализации. Формы пассивного следования традиции быстро вытесняются из общественного сознания интенсивным информационным потоком.

КОНТРМИССИЯ — агрессивные антицерковные информационные кампании, направленные на дискредитацию Церкви, как механизма и инструмента реализации Евангелия в жизни. Евангельские заповеди не могут быть реализованы вне Церкви. Ослабление церковного авторитета в обществе делает Евангелие набором идеальных, но невыполнимых благопожеланий.  В связи с этим, основная апологетическая задача миссии — защитить видимый институт Церкви. Видимая Церковь должна успешно являть, что в ней реализуются Евангельские заповеди делом и словом (свидетельством об истине).

Базовой особенностью современного этапа миссионерской деятельности на территории Калужской области является ее «внутренняя направленность». В условиях «внутренней миссии»[1] методологически важно разделить макромиссию и микромиссию. Данное разделение дает основания для внедрения собственно миссионерских элементов во все социальные и просветительские проекты, реализуемые силами Церкви (интегративность), а также позволяет сосредоточить усилия миссионеров на собственно миссионерской работе и повышает результативность миссионерской работы.

МАКРОМИССИЯ – комплексная миссионерская работа в рамках миссионерских программ, ориентированных на работу с большими группами людей. К макромиссии относится весь спектр социальных и просветительских мероприятий, не направленных на индивидуальную работу и воцерковление отдельного человека. Макромиссия не может считаться законченной при отсутствии личных обращений к вере в результате данной работы. В случае отсутствия личных обращений социальные и просветительские проекты сохраняют свою социальную и образовательную значимость, но могут иметь только отсроченное миссионерское значение. В рамках практической миссионерской работы отсроченное миссионерское значение социальной и просветительской деятельности Церкви учету и анализу не поддается, а потому и не может рассматриваться как существенный фактор. Макромиссия, имеющая своим итогом личные обращения к вере, может рассматриваться как завершенная. Она не теряет миссионерской значимости, даже если количество личных обращений к вере с последующим воцерковлением людей незначительно. Но даже малочисленные обращения должны сопровождаться качественной индивидуальной работой с каждым отдельным человеком.

МИКРОМИССИЯ — деятельность, направленная на личное обращение ко Христу и индивидуальное воцерковление каждого конкретного человека. Минимальная задача микромиссии – актуализировать проблему личного выбора жизненных позиций в соответствии с христианской верой. Если человек не готов принять христианскую веру как жизненную основу, то на этом работа миссионера заканчивается. Если человек изъявляет желание жить по вере, то миссионер организует воцерковление человека. Наиболее значимой системной работой в рамках микромиссии на данный момент являются правильно организованные катехизические беседы перед таинствами Крещения, Венчания, а также первой Исповедью. Формальная бессистемная катехизация, как и любой формализм в духовной жизни имеет только отрицательный результат. Исторически катехизические беседы проводились с уже обращенными ко Христу людьми, желающими узнать основы веры для их практической реализации в жизни. Сегодняшняя аудитория катехизических бесед более чем на 90 % состоит из людей, которые прихожанами быть не собираются, даже если крещены (восприемники и готовящиеся к венчанию). При этом, они зачастую являются носителями агрессивных антицерковных взглядов и рассматривают беседы перед Крещением как ненужную обузу, а не помощь в духовной жизни. Присутствие на огласительных беседах для них — практически единственная возможность узнать о вере и сделать выбор в пользу исполнения евангельских заповедей в жизни.

В связи с этим, важнейшей миссионерской задачей является работа над качеством огласительных бесед. Их основным посылом должно стать обращение свт. Кирилла Иерусалимского к формально оглашаемым: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно прийти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Уловлен сетьми церковными; живой в плен отдайся. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать паки. Слышал Апостола говорящего: мертвы греху, живы же правде (Рим. 6, 2). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее».

Наиболее важными мерами поднятия качества огласительных бесед являются участие в огласительных беседах священноначалия (архиерея, благочинных), приглашение для участия в них наиболее известных и популярных лекторов, а также их централизация (создание центров катехизации при тех храмах, где принимает Крещение наибольшее количество людей)[2].

КАТЕХУМЕНАТ – полноценная система подготовки к крещению и дальнейшей осознанной христианской жизни. В рамках «внутренней миссии» – система осознанного воцерковления после крещения. В рамках приходской жизни катехуменат – это 1) система регистрации и информирования оглашаемых, позволяющая организовывать взаимодействие с ними в рамках приходских мероприятий, 2) институт восприемничества в общине, 3) законченный курс бесед об основах веры, 4) система интеграции новоначальных в богослужебную жизнь Церкви, библейские занятия и социальное служение. Эффективность миссионерской работы определяется количеством катехуменов. Эффективность катехумената определяется количеством новых постоянных прихожан, слушателей приходских библейских занятий, участников церковных социальных проектов. При этом количество проведенных бесед и формальная продолжительность катехизации не имеет значения.

Катехуменат на приходе – сфера ответственности помощника настоятеля по миссионерской работе. Помощник благочинного по миссионерской работе должен организовать катехуменат на каждом приходе в благочинии. Отчетность миссионеров должна строиться в первую очередь не на основании количества проведенных мероприятий, а на основании количества 1) привлеченных на катехуменат людей, 2) прошедших катехизацю, 3) самое главное — количества людей, ставших постоянными прихожанами конкретных приходов. Количество людей ставших постоянными прихожанами может фиксироваться через год после катехизации на основании свидетельства священника прихода или приходского миссионера. Данная система отчетности может хотя бы косвенно показывать реальную эффективность работы миссионеров.

При этом чрезвычайную важность имеет работа с теми, кто был крещен, но не стал постоянным прихожанином. Никто не должен быть потерян для миссионерской работы. Люди, прошедшие подготовку, принявшие таинства Церкви, даже если не становятся постоянными прихожанами, некоторым образом расположены к вере и Церкви. Связь с ними не должна теряться. Именно они (особенно в городских условиях) должны стать канонической территорией ответственности прихода. Они должны получать информацию о приходской жизни и приходских мероприятиях. К ним, при возможности, должны быть обращены усилия миссионеров и катехизаторов по продолжению воцерковления. Как вариант работы с данной категорией людей могут быть использованы рекомендации священника Виталия Тимошенко[3], направленные на возрождение института восприемничества в общине (приводятся в сокращении):

  1. Назначение одного из 2-х восприемников для новокрещеных из числа прихожан с опытом церковной жизни и знаниями (приходских миссионеров и катехизаторов);
  2. Организованное систематическое (с регистрацией) сопровождение приходскими восприемниками воцерковляющихся семей при участии иных прихожан и их семей.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ (катехизация) – введение новообращенного в церковную жизнь с укоренением его в 1) основах христианского вероучения (Символ Веры, Закон Божий), 2) практическим применением православных нравственных норм (Заповеди), аскетических принципов (покаяние, борьба со страстями, молитва, пост, дела милосердия) и 3) полноценной богослужебной жизнью (осознанное регулярное участие в богослужении с пониманием смысла священнодействий). Если при воцерковлении упускается хотя бы одна из 3-х (догматическая, аскетическая или литургическая) основ катехизации, то воцерковление нельзя считать полноценным.

МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ — миссия должна носить характер экспансии. Но речь идет не об экспансии «православной идеологии», а распространении образа жизни, в основе которого лежат Христовы Истина, Красота и Любовь. В результате миссии в храмах должны появляться новые люди, привлеченные Истиной, духовной Красотой и Любовью, свидетельством которых является христианская жизнь. Без обращения ко Христу новых людей миссионерская деятельность не может считаться собственно миссионерской, даже если речь идет о «внутренней миссии».

 

ЧАСТЬ III. МИССИОНЕРСКАЯ ОБЩИНА

 

«Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»:

покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»

(Иак. 2:17-20).

 

«Досточтимые Владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

25 июля с.г. Священный Синод, обсуждая тему границ приходов, в частности, подчеркнул

«важность воссоздания общинного строя приходской жизни» (журнал № 74)

 Синодальное решение напоминает архипастырям, пастырям и верным чадам церковным,

что «важнейшим проявлением духовной общности прихода

являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии

и литургическая жизнь, богатство возможностей которой

следует всячески использовать для развития в мирянах

чувства сопричастности к жизни Церкви».

Члены Священного Синода призвали приходское духовенство

«всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности

к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода»,

в том числе «через расширение личного общения между прихожанами,

через их повседневное вовлечение в решение приходских дел

и в практическую заботу о приходе», через «проведение

не только предусмотренных уставом приходских собраний,

но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода,

для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения»».

 Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. 9 сентября 2014 г.

Послание о необходимости воссоздания общинного строя приходской жизни.

 

МИССИОНЕРСКАЯ ОБЩИНА – это естественная форма существования прихода, в которой реализуются все аспекты духовного возрастания христианина: научение вере, реализация Евангелия в повседневной жизни и свидетельство о Христе. Без совершенного изучения веры, невозможна реализация Евангелия, поэтому Слово Божие и требует научать верующих соблюдать всё повеленное Христом (Мф. 28:19-20). Только хорошо изученная вера дает возможность «разумно совершать добродетели» (прп. Авва Дорофей. Поучение четырнадцатое «О созидании и совершении душевного дома добродетелей») и достигать христианского совершенства. Совершение добродетелей создает условия для свидетельства о вере: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16, о том же  1Петр 2:12; Флп 2:15). Упущение любого из данных трех аспектов духовной жизни искажает её, делает неполноценной. Данные аспекты не являются изолированными направлениями деятельности, а органично соединяясь, составляют из себя основу общинного строя приходской жизни. Изучение веры реализуется в системе обязательного для всех прихожан непрерывного приходского образования. Реализация веры – в богослужениии, аскетическом делании, делах милосердия, служении Церкви (клиросном, хозяйственном, работе с детьми). Свидетельство о вере – в катехизаторском и миссионерском служении.

Необходимость регулярного приходского образования для всех наглядно видна из системы катехизации. Обязательные требования к внешним для прихода людям перед крещением их детей или венчанием неуместны, если таких обязательных требований нет для постоянных прихожан.

ПОКАЯНИЕ КАК ОСНОВА ПРИХОДСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Духовной основой изучения веры должно быть стремление к изменению ума (покаянию). Ум является направляющей силой в духовной жизни. Его изменение невозможно без организованного систематического изучения вероучения.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРИХОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип непрекращающегося изучения каждым прихожанином основ христианской веры, духовной жизни и богослужения с момента обращения ко Христу в течение всего срока полноценной приходской жизни. Образование прихожанина должно начинаться с огласительных бесед и продолжаться систематическим изучением Священного Писания в рамках приходских занятий и домашнего чтения, а также святоотеческих творений в соответствии с общеприходскими или индивидуальными программами. Уникальность современной ситуации заключается в наличии у значительной части современных прихожан высшего образования и, соответственно, развитых навыков самообразования, работы с источниками, анализа, систематизации и критического отношения к информации. Современному образованному прихожанину не нужно разжевывать каждую мелочь из святоотеческого наследия. Он вполне способен разбираться в мелочах самостоятельно. Его нужно направлять и тщательно контролировать.

Но главное – приход должен создавать запрос на знание веры прихожанами. Современный приход создает запрос только на знание прихожанами организационно-приходского минимума оформления записок, расписания богослужения, режима постных дней и послаблений. Священнослужители обязаны интересоваться уровнем понимания прихожанами основ вероучения, духовной жизни и богослужения и требовать от них самостоятельной работы над литературой или изучения веры в рамках приходских занятий. Как и катехизация, приходское образование должно обязательно включать в себя догматический, аскетический и литургический аспекты. Работа воскресных школ для детей должна быть согласована с изучением Священного Писания взрослыми прихожанами и не должна завершаться выпуском в никуда. Закончивший воскресную школу молодой прихожанин должен естественным порядком переходить во взрослую группу изучения веры.

Принцип непрерывности и постоянства должен применяться не только в изучении веры, но и в реализации заповедей.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА – «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118:72, Сир. 23:36). Основные трудности катехизации связаны с дезинтеграцией уклада приходской жизни. Отсутствие общего порядка обучения прихожан и единой методологической основы создает ситуацию, когда каждый воцерковляется как может. А оглашаемые перед Крещением или Венчанием обычно воспринимаются как «захожане», фактически чужие приходу люди. Это отношение распространяется и на всех вновь пришедших в храм. Отсутствие выстроенного механизма сопровождения пастырем и приходской общиной новоначального христианина в самый сложный момент, когда человек меняет образ жизни, способствует возникновению непонимания между воцерковленными и начинающими прихожанами.

Преодолению данной проблемы способствует развитие системы послекрещальной катехизации на основе систематического изучения Священного Писания с выстраиванием взаимосвязи с первичными огласительными беседами. Оглашение перед таинствами, таким образом, становится первым этапом катехизации, а регулярное общеобязательное изучение Священного Писания – вторым этапом.

Священное Писание в православной святоотеческой традиции – универсальная методологическая основа для послекрещальной катехизации. Она позволяет комплексно и глубоко изучать основы веры, принципы духовной жизни и содержание богослужения в наиболее удобной для повседневного применения форме. Священное Писание аксиоматично и само по себе является одновременно и программой, и содержанием послекрещальной катехизации. Его изучение важно с апологетической точки зрения и является профилактикой сектантства. Кроме того, изучение Священного Писания позволяет формировать у прихожан деятельное отношение к вере, стремление реализовать веру в делах милосердия и миссии. В связи этим, изучение Библии является не только методологической основой изучения веры, но и универсальной идеологической основой для объединения самых разнородных церковных инициатив (межведомственная интеграция).

ПРАВОСЛАВНОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – идеологическая основа и инструмент объединения всех православных инициатив с целью миссионерской мобилизации. Для объединения всех православных инициатив (социальных и образовательных в первую очередь) необходимо регулярное изучение Священного Писания на основании святоотеческого толкования как обязательный минимум для любого православного прихода, а также братства, сестричества, добровольческой группы, педагогического общества, общества врачей и всех возможных объединений. Первым шагом изучения Священного Писания на приходе должно стать систематическое изъяснение его во время богослужения.  При этом задачей Миссионерского отдела является мониторинг и анализ состояния проповеди на приходах. Вторым шагом – создание приходской системы регулярных библейских занятий[4]. Третьим шагом – подготовка образованных прихожан из числа мирян, способных самостоятельно вести библейские занятия. Библейские занятия являются одновременно и системной катехизацией всех мирян и базой для подготовки приходских катехизаторов и миссионеров.

РЕАЛИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИНЦИПОВ. Приходская община  является единственным для прихожанина механизмом полноценной реализации евангельских заповедей (жизнь в монастыре не рассматривается в контексте приходской миссии). Исполнение заповедей начинается с общины, направляется общиной и завершается в богослужебной жизни общины. Нет ни одного практического аспекта духовной жизни, который бы прямо или косвенно не был связан с общиной, хотя бы со священником, как духовником. Заповедь о любви к Богу реализуется через богослужение и правильную аскетическую жизнь (при систематической пастырской поддержке). Заповедь о любви к ближнему реализуется через участие в приходском служении (помощь нуждающимся прихожанам, реализация социальных проектов Церкви, административная, финансовая, хозяйственная помощь храму). Свидетельство о вере среди родных и близких и помощь им, так или иначе, связана с жизнью прихода. Как изучение веры, так и посильное приходское служение должно быть естественной нормой приходской жизни для каждого православного христианина. Каждый приход должен осуществлять как минимум систематическое попечение о своих постоянных прихожанах, нуждающихся в помощи и поддержке. Кроме того, социальное служение – это самая простая форма свидетельства о вере делами. При этом должно уйти в прошлое отношение к служению при храме как увлечению для желающих активистов. Служение прихожан при храме должно получить духовно-аскетическое осмысление, актуальное для каждого христианина. В этом ключе – включения в полноценное приходское служение должна быть выстроена и работа приходских воскресных школ. Изучение веры маленькими прихожанами должно быть ориентировано не только на применение истин веры в личной жизни, но и на их применение в полноценном приходском служении и миссионерской деятельности.

Приходская служба добровольцев должна включать в себя весь актив – взрослых прихожан способных помогать храму, организовывать попечение о нуждающихся членах приходской общины, а также о стариках, инвалидах, кризисных семьях, погорельцах, беженцах, алкоголе- и наркозависимых. Развитие направлений деятельности приходской службы добровольцев должно происходить естественным порядком в соответствии с требованиями жизненных обстоятельств, исходя из наличия людей, способных организовать то или иное направление работы. Для обучения приходских специалистов необходимо привлекать уже действующие службы добровольцев и учебные пособия, разработанные Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Наиболее активные добровольцы, успешно справляющиеся с задачами организации катехизической деятельности среди подопечных — это кандидаты в миссионерскую группу.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЛАГОЧИНИЯ И ЕПАРХИИ — объединение всех приходских добровольческих групп в соответствии с церковно-административной структурой.

Свидетельство о вере как неотъемлемая часть жизни прихода должно быть организованным и направленным, а не спонтанным. Спонтанная «миссия» прихожан чаще всего приводит к обратным результатам, о которых Святейший Патриарх Кирилл сказал: «До сих пор до меня доходит информация о том, как, к сожалению, отдельные священнослужители и приходские сотрудники относятся к таким людям: равнодушно, безучастно, а порой недоброжелательно и с неприязнью, что нередко вызывает отторжение у впервые входящих в храм. Хочу еще и еще раз подчеркнуть: такое положение дел неприемлемо и должно безвозвратно уйти в прошлое. Внимание по отношению к приходящим в храм, любовь о Христе к ищущим Его – наша обязанность, проистекающая из слов Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37)»[5].

ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА КАК ШКОЛА МИССИОНЕРСКОГО РЕЗЕРВА – для успешного миссионерства в рамках прихода важно воспитание миссионеров из числа самих прихожан, прошедших весь путь полноценного воцерковления в приходе. Именно они могут организовать заботливое приходское сопровождение новоначального христианина и успешно противодействовать таким негативным факторам, как агрессия к «захожанам» со стороны сотрудников и постоянных прихожан храмов.

Системной основой подготовки таких приходских миссионеров и катехизаторов является система приходских библейских занятий. Система начинает выстраиваться от настоятеля храма, который собственными усилиями проводит катехизацию и полноценную подготовку первой группы приходских катехизаторов и миссионеров, ведущих библейских занятий. Вовлеченность первых лиц (настоятелей, благочинных или их ближайших помощников) в подготовку миссионеров – важнейшее условие успеха миссионерской мобилизации. В некоторых случаях возможно объединение нескольких приходов в проведении данной работы. Системность подхода требует создания в каждом приходе ядра катехизаторов и миссионеров. Роль настоятеля миссионерского прихода заключается в подготовке первой группы миссионеров и катехизаторов, а также последующего непосредственного участия в проведении библейских занятий и катехизации. В ходе катехизации и библейских занятий должно происходить выявление наиболее заинтересованных и способных прихожан для проведения библейских занятий и индивидуального оглашения. грамотная кадровая политика – основа успешного развития приходской деятельности. Основные библейские и катехизаторские занятия должен проводить настоятель миссионерского прихода, а дополнительные и индивидуальные занятия могут проводить приходские миссионеры и катехизаторы. Они же должны организовывать и проводить встречи с представителями неправославных религиозных групп.

 

Этапы воцерковления человека в общине

миссия – человек впервые узнаёт о настоящем (не карикатурном) православии, общаясь с миссионером «на равных».

КАТЕХИЗАЦИЯ  — обратившийся ко Христу человек общается с катехизатором как с наставником и приобретает систематические познания о мире, Боге, человека, об искуплении, о спасении во Христе, о Церкви и своём месте в ней и ответственности христианина перед Церковью.

ПАСТЫРСТВО – под руководством пастыря человек начинает полноценную духовную жизнь, применение в повседневной жизни всей полноты евангельских принципов.

 

Этапы подготовки миссионера силами приходской общины

ПРИХОЖАНИН (домашняя миссия). Полноценный прихожанин, соблюдающий все церковные уставы и понимающий догматы, стремящийся к их изучать и служить Церкви, должен быть миссионером и адекватно свидетельствовать о вероучении, духовной жизни и богослужении.  Смиренное и терпеливое (а не надменное и требовательное) свидетельство о вере среди родных и близких является естественным следствием покаяния человека и переосмысления им своей жизни. Пророк Давид говорит «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15).

В силу исторических причин из приходской практики давно ушла дисциплина покаяния, существовавшая в ранней Церкви. Но не исчезла необходимость в работе над душой. Эту необходимость остро ощущает глубоко кающийся человек. Часто прихожанам не хватает одного только называния греха на Исповеди и небольшого молитвенного правила, особенно когда речь идет о столь тяжких грехах как аборты. В силу этого в пастырской практике получает постепенное распространение практика миссионерского осмысления греха аборта. Кающимся в нем священники благословляют «рождать» новых чад для Бога. Деятельное покаяние только в грехе аборта способно послужить серьезной основой для развития как социальной (противодействие абортам, помощь кризисным семьям) деятельности, так и миссионерской. Отсутствие духовного покаянного осмысления приходского служения приводит к вырождению его в формальную общественную работу, нужную только «общественникам». Такая необязательность развивает в прихожанах потребительство, а в активных людях убивает всякую инициативу и приводит к выгоранию. Выявление и грамотная поддержка активных людей должна сочетаться с равномерным распределением посильной меры приходского служения среди всех прихожан.

КАНДИДАТ В МИССИОНЕРЫ (миссия через дела милосердия) – нужно побуждать постоянных прихожан к участию в социальном служении, где человек получит возможность обратиться к людям впервые. Кандидат в миссионеры в рамках миссионерской деятельности может объяснять подопечным церковных социальных служб, как подготовиться к Исповеди и Причастию, как поститься, простейшие вопросы церковного уклада жизни. Чтобы стать кандидатом в миссионеры, прихожанину нужно иметь рекомендацию настоятеля и работать в рамках миссионерской группы или группы добровольцев.

КАТЕХИЗАТОР — кандидат в миссионеры, под руководством священника изучивший православный катехизис, основы аскетики (о страстях, покаянии и молитве) и литургики, способный проводить огласительные беседы и практически участвующий в их проведении. Аттестацию катехизаторов проводит помощник благочинного по миссионерской работе по представлению настоятеля храма или руководителя миссионерской группы.

МИССИОНЕР – звание миссионера должно быть подтверждено аттестацией в епархиальном Миссионерском отделе. Миссионеру необходимо практическое участие в миссионерских акциях. Желательно исполнение миссионером богослужебных обязанностей (пономарство), что поднимает его статус среди прихожан и расширяет знания, опыт участия в богослужении. 1 раз в год прочитывает Священное Писание[6]. Ведет православные библейские занятия — в качестве практики и изучения. Участвует в работе миссионерских станов за пределами епархии. Чрезвычайно важно для миссионеров наличие практики социального служения в рамках приходской службы добровольцев – свидетельство о вере требует опыта её активной реализации.

СТАРШИЙ МИССИОНЕР — то же, что и миссионер, но с навыками организационной работы. Не может быть «освобожденных миссионеров», которые не проводят работу, а только организуют ее. Старшие миссионеры руководят миссионерскими группами на приходах и в благочиниях. Старшие миссионеры составляют миссионерскую коллегию в благочинии. Руководит миссионерской коллегией в благочинии – помощник благочинного по миссионерской работе.

МИССИОНЕР-АПОЛОГЕТ — имеющий образование и достаточные навыки для проведения диспутов, написания статей и обращения иноверцев.

ПРИХОДСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ГРУППА – формируется из числа постоянных прихожан, желающих посвятить себя миссионерскому служению, имеющих опыт церковной жизни и социального служения, а также подтверждённые знания для миссионерской работы. Миссионерские группы должны быть на каждом городском приходе, а также на крупных сельских приходах. Приход, имеющий 50 постоянных прихожан вполне способен подготовить из их числа группу из 3-5 катехизаторов и миссионеров. Приходам, не имеющим достаточного количества активных прихожан, способных помогать настоятелю храма в миссионерской работе, необходимо оказывать миссионерскую поддержку (в обучении прихожан и реализации миссионерских проектов) силами наиболее активных приходов благочиния.

ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО – объединение приходских миссионерских групп. В каждом благочинии под руководством помощника благочинного по миссионерской работе создаётся благочинническое отделение Миссионерского общества. Все благочиннические отделения Миссионерского общества подчиняются епархиальному Миссионерскому отделу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Евангелие говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Успех миссии напрямую зависит от «избытка» духовных переживаний человека. Миссионерская община – это единственная среда, способная создать напряженность и необходимый для успешной миссии «избыток сердца». Формальная религиозность, выраженная в «конторском» типе организации приходской жизни показала свою несостоятельность и миссионерскую бесплодность. Именно приходская община должна являться ключевым звеном и базовой единицей в организации системной миссионерской, а также социальной и просветительской работы. Именно на её развитие и укрепление должны работать все церковные структуры на уровне благочиния и епархии. Это позволит сделать все церковно-административное служение действительно христоцентричным, берущим своё начало и вдохновение у Евахристической Чаши и завершающееся им. Именно потребности и основные аспекты жизни приходской общины, поставленные в центр церковного администрирования, позволяют гармонично выстраивать планово-отчетную деятельность приходов, благочиний и епархиальных отделов в удобную систему. По сути, вся церковная деятельность может быть названа МИССИЕЙ. Но каждому Богом даётся своё служение (Рим. 12:4-13). Служение и ответственность Миссионерского отдела и подчиненных ему структур на уровне благочиний и приходов в формате «внутренней миссии» – это 1) люди, потенциально готовые стать сознательными членами христианской общины (свидетельство некрещеным и не наученным вере); 2) новоначальные прихожане (катехумены); 3) прихожане с опытом церковной жизни и знаниями, позволяющими им свидетельствовать о вере (миссионеры и катехизаторы). Деятельность Миссионерского отдела и подчиненных ему структур на уровне благочиний и приходов ближе всего сочетается с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению (сюда же относится и Отдел по взаимодействию с учреждениями УФСИН), который координирует деятельность приходских добровольческих служб и православных благотворительных организаций. Социальное служение – одновременно и пространство миссии, и лучшая школа миссионерства. С епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации Миссионерский отдел пересекается в вопросах организации обучения вере взрослых прихожан – потенциальных миссионеров. Сотрудничество с Отделом по работе с молодежью осуществляется в рамках молодежных миссионерских проектов, направленных на непосредственное воцерковление молодых людей и вовлечение их в миссионерское служение на приходах. Информационная деятельность Миссионерского отдела выстраивается в плотном взаимодействии с Отделом по издательской и информационной деятельности. Миссионерская поддержка новооткрытых приходов и обучение священнослужителей – с Отделом по работе с благочиниями и приходами. При необходимости организации катехизической деятельности и организации воцерковления в государственных и светских учреждениях Миссионерский отдел выстраивает свою работу на основании установленного порядка с отделами по культуре, по взаимодействию с силовыми структурами.

Создание миссионерских общин – это последовательный многолетний труд самых разных епархиальных и благочиннических структур. Для создания миссионерских общин необходимы начальные условия. Этими условиями являются базовая дисциплина приходской жизни, исполнение всеми приходами минимальных миссионерских требований: проповедь во время богослужения, качественный минимум огласительных бесед, проповедь во время совершения треб (в храме и на дому), благообразное пение и чтение в храмах, торжественное совершение таинства Крещения (лучше индивидуальное, с хором, в красивых облачениях), наличие в храмах доступной литературы, листовок для новоначальных. Все эти аспекты приходской жизни также должны быть включены в систему мониторинга Миссионерского отдела.

[1] «Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние  деструктивных культов и тоталитарных сект». Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

[2] Примером подобной деятельности является организованная Миссионерским отделом Курской епархии  «Школа православия» и «Час о православии» с последующими огласительными беседами, реализуемый Калужским православным миссионерским обществом.

[3] Священник Виталий Тимошенко. Миссионерское крещение. О таинстве Крещения с оглашением. Издание Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви Московского Патриархата. С. 19.

[4] Опытом интенсивного круглогодичного изучения прихожанами Священного Писания является программа ознакомительного чтения «Библия – настольная книга!», реализуемая  Калужским православным миссионерским обществом на базе храма вмч. Георгия «за лавками» г. Калуги и на базе Духовно-просветительского центра «Фавор» facebook.com/groups/biblia.kaluga, vk.com/biblia_kaluga.

[5] Упоминание о данной проблеме в Концепции приходской миссии призвано поставить вопрос об искоренении этого распротраненного явления на приходах епархии.

[6] Данное правило существует в некоторых миссионерских сообществах и направлено на постоянное самообразование миссионеров.

Перейти к верхней панели