Сегодня в рамках диалога со староверами многие понятия и определения подвергаются переосмыслению. Сама история событий, которые привели к печальном для православного мира событиям подвергаются более тщательному исследованию и переосмысляется.
Многие православные священники староверов называют «старообрядцами», что в корне неверно. Подовляющее большинство просто незнакомы с историей раскола 17 века. И сегодня встречаются те, кто приверженность древнеправославной традиции именует ересью обрядоверия (братья — это попытки усугубления раскола). Для тех далёких лет не существовало такого слова «обряд». Этика и эстетика выражения веры были продолжением вероучения Церкви. Флагманами православия были: Евангелие, Псалтирия и благочестие! Догматика как наука появилась гораздо позже.
Православные христиане столкнулись с силовым навязыванием новых, чуждых для простых людей традиций. Причём это навязывание исходило от Патриарха и его окружения. Стандартное разъяснение, что реформа Церковного обихода была продиктована необходимостью исправления всевозможных недостатков и неточностей, сегодня терпит сокрушительное поражение. В 1971 году при Патриархе Пимене РПЦ МП решительным образом снимает со староверов обвинения и клятвы — «аки не бывшие». Но по инерции, староверов — тех кто ближе всего к нам продолжают именовать «раскольниками».
Вдумайтесь в цифры. В результате раскола образовался 1 миллион мигрантов. От этих людей остались маленькие островки в Америке, Австралии и других странах. Если нам удастся вернуть их на историческую Родину, Церковь обретёт бесценные элементы древнеправославной культуры и позволит отчасти прикоснуться к духу того времени. Историческая преемственность невероятно важна для современных верующих.
Рекомендуем для чтения:
Статья протоиерея Олега Стеняева — «Если б не раскол русской церкви XVII века, не было бы революции 17-го года» — читать: https://www.vrn.kp.ru/radio/26511/3425390/
Каптерев Н.Ф. — «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» — скачать: http://royallib.com/book/kapterev_nf/patriarh_nikon_i_tsar_aleksey_mihaylovich.html
Кутузов Б.П. — Церковная реформа XVII века» — скачать: http://www.kodges.ru/nauka/relig/pravoslavie/341051-cerkovnaya-reforma-xvii-veka.html
Зеньковский С.А. — «Русское старообрядчество» — скачать: http://mexalib.com/view/39797
Но всё таки во многом поддерживая «их» историческую правду, не мы должны уйти к ним, но они должны вернуться к нам. Потому, что вселенское единство с Православными Церквями сохранилось за РПЦ МП. Догматика у нас единая, различия только в чинопоследованиях и обиходе. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Между нами и старообрядцами нет цивилизационного различия как с католиками».
Часто православные «открывают для себя Америку», когда слышат о «единоверии». Единоверие — это когда всё в храме в чине и духе древнеправославной традиции, но при этом поминается Патриарх Московский и всея Руси и приход находится в послушании местного Правящего архиерея.
Протоиерей Иоанн Миролюбов, «Единоверие. Старый обряд»,: https://www.youtube.com/watch?v=5dSm60FM7QI
Протоиерей Геннадий Фаст, «Реформы патриарха Никона и постановления об отмене клятв на старые обряды»,: https://www.youtube.com/watch?v=nj0vfLpZ9no
Никольский единоверческий храм г. Кузнецка, РПЦ, (г. Пенза),: https://www.youtube.com/watch?time_continue=74&v=IwPZL-057-k
Староверы желающие пообщаться на темы раскола 17 века, могут смело обращаться в миссионерский отдел. Тел. 8-901-093-53-23 Уверяем, что по многим вопросам мы найдём общий язык.